“Нива” №42, год 1870-й. Смесь.
(Саргасское озеро.)
Саргасское озеро.
Посреди океана лежит озеро! Как это ни странно звучит, однако это буквальная истина. Берега этого озера точно определены — и характеристика его так бросается в глаза, что ошибаться нет возможности.
Когда Колумб в первое свое путешествие дошел до некоторого расстояния на Запад от Канарских островов, он весьма изумился, когда в одно прекрасное утро проснулся и увидел, что корабли его плавают по зеленому лугу. Докуда взор достигал, вода была покрыта желтовато-зелеными растениями, так роскошно раскинувшимся по всей поверхности, как водяные лилии по пруду. Матросы, без того уже испуганные неизменностью ветра, — они находились в полосе пассатных ветров, — смотрели на эту окружавшую их со всех сторон растительность, как на верное знамение близкой гибели. Они твердили, что Всевышний гневен на них за дерзновенность, с которою они мнили проникнуть в тайны Запада, и предает их во власть злых сил тьмы, которые этим ветром препятствуют их возвращению в Испанию и теперь пустят их ко дну. Начальник экспедиции не мог объяснить себе это явление, и почти разделял мнение своих матросов, что эта зелень есть смытая волнами растительность, покрывавшая какой-нибудь утес, об который они сейчас разобьются. Спустили лот — дна не нашли. Корабли не изменяли своего направления; беспрестанно спускали лот с тем же результатом — и спустя несколько дней опять вышли в открытое море.
Вероятно много тысяч лет существовал этот морской луг, прежде чем увидал его Коломб, и теперь существует точно в том же виде. Он образует треугольник, обращенный углами к Азорским островам, к Канарским и к Зеленому мысу. В этих пределах простирается бездонное пространство, покрытое таким густым сплетением растений, что оно замедляет ход парусных судов. Пароходы по возможности избегают его, потому что колеса или винты от него портятся; но парусные корабли, идущие в Вест-Индию или в Кап, не могут миновать его. Случается, что бури дают себя чувствовать и тут — и дико раскидывают растения, но вообще над Саргасским озером господствует глубокая тишина; ветер стихает, небо ясно, вода покойна.