«Нива» №30,  год 1870-й. Фельетон.

(О московских актерах и актрисах и о наших.Театры в «Лесном».Толки о войне.)

   Весна и лето этого года останутся надолго в памяти всех петербургских любителей драматического искусства. Вместо обычного прежним летним сезонам театрального затишья, настоящее лето отличается особенным оживлением русской сцены, благодаря приезду к нам артистов и артисток московской труппы. Не успели мы проститься с г-жею Федотовой и г. Садовским, как на смену их явились: уже хорошо знакомый Петербургу и высоко им ценимый г. Шумский, г-жа Васильева и наконец, г. Живокини, участвовавший впрочем, только в двух спектаклях. Интерес к представлениям Михайловского театра снова возобновился; театр опять бывает полон и гремит рукоплесканиями. В лице указанных артистов и артисток мы видели большую часть сил московской сцены — и по ним имели случай проверить и убедиться, что добрая слава о московском русском театре нимало не преувеличена. Будучи разных размеров дарования, разных степеней и складов таланта, все указанные московские артисты стоят на одинаковой почти степени искусства или, по крайней мере, на одинаковой степени понимания сценического искусства, понимания его задач и требований, — и равно добросовестно и серьёзно к нему относятся. В игре всех их есть нечто общее, заключающееся, по нашему мнению, в стремлении уяснить себе, прежде всего, характер и нравственную физиогномию изображаемого лица, построить роль на ее главнейших, существеннейших чертах, довести изображаемое лицо до полноты типа, дать представляемой личности возможно большее по ходу пьесы развитие, оставаясь при этом всегда верным раз усвоенному образу. Когда это достигнуто, то обаяние искусства бывает самое полное; на сцене остается не актер или актриса произносящие известные слова и находящиеся в различных драматических положениях, а именно то лицо, которому автором даны эти слова, которое живет и действует в пьесе, — являются, словом, живые лица, поражающие своей правдой и реальностью. Но к наслаждению, которым теперь пользуются все люди эстетически развитые, посещая спектакли московских артистов, примешиваются грустные мысли о скоротечности этого наслаждения и о том, что с нами, театралами, будет, когда москвичи уедут — и нам придется снова вернуться на родное пепелище «Александринки». Вкусивши сладкого, не пожелаешь горького. Надеяться же на то, что пребывание на нашей сцене московских артистических гостей не без пользы пройдет и для самой сцены, что наши артисты и другие лица, прикосновенные к сценическому делу, воспользуются хорошими образцами, преподанными им московскими гостями, — надеяться на это, говорим, было бы слишком легкомысленно. Это предполагало бы в наших актерах и актрисах сознание своих недостатков, стремление к усовершенствованию, способность думать и работать. Но, увы! В серьезном и осмысленном отношении к искусству еще никто не упрекал наших артистов, подобно тому как упрекнул в этом один театральный критик г-жу Федотову; никто также не находил в наших актерах недостатка в самоуверенности и самодовольстве, а при указанных качествах плохо надеяться на развитие и совершенствование. Все, разумеется, останется по прежнему — и даже в забывчивой публике, восторгающейся теперь действительно превосходной игрою москвичей, постепенно изгладится об ней воспоминание; вкус этой публики снова понизится до уровня туземного искусства, и те самые люди, которые ходили на бенефисы г-жи Федотовой, г. Шумского и г-жи Васильевой, возвратятся к своим старым знакомцам.

   Нашему театру, для того чтобы он понравился, необходимы средства решительные, героические.

   Таким средством было бы без сомнения разрешение частных театров или свобода театров. Но до этого, по-видимому, еще очень далеко; писано же и говорено об этом было столько, что ни язык, ни перо не поворачиваются, чтобы в тысячный раз доказывать доказанное. Что общество вполне готово к этой великой «реформе», что много в нем любви к сценическому делу и готовности посвящать ему свои силы и время, — доказывают многие временно существующие частные театры, в том числе и театры Лесного Института. В так называемом «Лесном» находится два театра, один в самом парке, другой за чертою города в «Беклешовке». Каждый из них имеет свою отдельную труппу, в которой найдется несколько лиц, несомненно, талантливых, или по меньшей степени способных к тому искусству, которому они себя посвятили; каждый из этих театров собирает свою публику и находит средства к приличной постановке пьес и скромному – существованию. Публика этих театров составляется не исключительно из одних летних обитателей Лесного; интересный спектакль привлекает многих зрителей из города или других его окрестностей, и тогда залы и ложи театра наполняются с избытком. Так, например, было на спектакле в парке Лесного Института в бенефисе лучшей артистки этого театра — г-жи Борисовой. Главною пьесой спектакля шла оперетка Оффенбаха «La Регrichole» или в переводе «Птички певчие», одно из грациознейших созданий Оффенбаха. Роль Периколы исполняла бенефициантка и была в ней очень мила. Почти каждый номер, пропетый ею, она повторяла по требованию публики, и была без счета вызываема в конце спектакля. Видимо, что г-жа Борисова пользуется большим и заслуженным расположением публики того театра, на котором она играет. Оперетка же прошла довольно ровно, оставляя только желать побольше веселости, развязности, пожалуй, даже буффонства в исполнении, — качества, необходимые для передачи произведений Оффенбаха.

   В настоящую минуту неловко писать заметки об общественной жизни, без того чтобы не сказать хоть несколько слов о том, что наиболее занимает общество, т.е. о возгоревшейся между Францией и Пруссией войне. Война же эта способствовала отчасти оживлению петербургской жизни — тем, во-первых, что вернула к нам многих обитателей и обитательниц, устремившихся-было на воды, купанья и рулетки, — во-вторых тем, что дала новый и обильный материал для разговоров и толков. Толки эти, впрочем, редко переходят в споры, а тем более в горячие споры. Петербуржцы, правду говоря, довольно равнодушно и индифферентно относятся к войне. Если они не высказывают ни малейшего желания «travailler pour le roi de Prusse», то еще менее слышится в них симпатий к французам.

 

Похожие записи:

≡ Объявления
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Объявления
 Наука
Спиралевидный двигатель
 Подпишитесь на новости сайта
 Фонтан
Фонтан
Бросьте монетку :)
Свежие записи
Русские журналы © 2017 ·   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх