«Нива» №11,  год 1870-й. Фельетон.

(Спектакль при Французском посольстве.Концерты г.г. Таузига и Венявского.Музыкальная школа Воронова и дебютъ 12-ти летней виртуозки.Два слова о современных провинциальных нравах.).

   По случаю дня рождения французского императорского принца, в среду 4 (16) марта, в доме французского посольства был спектакль, который удостоили своим присутствием Его Величество Государь Император и большая часть членов Императорской фамилии. В спектакле принимали участие артисты французской группы, которые без декораций прочитали известные пьески «Le pour et le contre, un baiser anonyme». В антракте г. Сентфуа спел две комические песенки, г. Горбунов рассказал несколько сцен из народного быта.

   В этот же день вечером петербургская публика в первый раз услышала пианиста Карла Таузига, ученика знаменитого Листа; зала дворянского собрания, в котором происходило исполнение концерта г. Таузига, была переполнена публикой, желавшей послушать заезжего виртуоза и ожидавшей встретить в нем отпечаток тех великих достоинств, которыми обладает игра его учителя. Насколько сбылись эти ожидания, читатели увидят из той беспристрастной оценки, которую мы попробуем сделать таланту виртуоза по его первому концерту. Начнем с программы концерта. Большая часть пьес, исполненных г. Таузигом, давно и хорошо знакома постоянным посетителям великопостных концертов. Дрейшок, Антон Рубинштейн и др. знаменитости нашего времени — не раз исполняли в своих концертах эти пьесы и публика всегда с большим удовольствием их слушала. Мы указываем на это обстоятельство не в виде упрека г. Таузигу в выборе всеми слышанных пьес, так как хорошие музыкальные произведения никогда не надоедают, — а с единственною целью обратить внимание читателей на то, что г. Таузиг своей программой дал возможность ближе ознакомиться с его талантом. Знатокам музыки легче было сделать оценку игры виртуоза, сравнивая его исполнение с исполнением тех же пьес другими знаменитостями. Игра г. Таузига поражает своей техникой, которая доведена до совершенства; для его механизма не существует трудностей: staccato и legato руки виртуоза исполняют с удивительною отчетливостью и правильностью, даже в самых быстрых и трудных пассажах. Особенно сильное впечатление произвело на нас исполнение концертантом «valse-caprice» его собственного сочинения, — пьесы испещренной музыкальными трудностями. Но если механизм рук виртуоза доведен, до совершенства и не только не уступает превосходно выработанному механизму любимца публики Антона Рубинштейна, но даже местами и превосходит, за то г. Таузигу недостает того поэтического чувства, которым так увлекал Лист своих слушателей. Действительно, кто слышал игру Листа, тот не может не сознаться, что знаменитый композитор и виртуоз был в тоже время поэт и художник, сам вполне предававшийся впечатлению исполняемой пьесы. Лист исполнял одинаково как свои собственные сочинения, так и произведения других композиторов, всегда верно передавая характер и музыкальный смысл пьесы. Что касается г. Таузига, в котором следовало ожидать отпечатка внутренних достоинств его знаменитого учителя, мы позволим себе заметить, что далеко не встретили в нем этих качеств. Нам показалось странным смелое обращение концертанта с знаменитою пьесою «Вебера invitation a la valse»; чтобы блеснуть своим необыкновенно выработанным механизмом, г. Таузиг украшает пьесу несколькими пассажами своего собственного сочинения. Если бы концертант поглубже вник в смысл пьесы Вебера, он наверно бы сознался, что такой прибавки к пьесе знаменитого композитора нельзя делать, не нарушая её достоинств. Вот в кратких словах те впечатления, которые мы вынесли, слушая концерт г. Таузига; нам остается прибавить, что этот пианист должен тем не менее, по справедливости, занять видное место между современными знаменитостями в музыкальном мире, и слушание его доставляет истинное удовольствие публике.

   Кроме концерта г. Таузига, нам удалось слышать на другой день в Большом театре концерт Генриха Венявского, которого петербургская публика всегда слушает с таким удовольствием. Нечего и говорить, что знаменитый скрипач был и в этот раз принят восторженно, и ему поднесен был подарок. «Il Pirata» Эрнста артист исполнил с таким увлечением, с такою отчетливостью, что напомнил, как говорят, самого композитора. Известно, что г. Венявский всегда приводил в восторг публику своим мастерским исполнением русских песен; точно так и в этот раз он закончил программу своего концерта вариациями на две русские песни. Вместо повторения, которого почти неистово требовала публика — артист исполнил «Carnaval de Venise», по окончании которого стены театра задрожали от аплодисментов публики. В концерте Венявского принимали участие г-жа Минквиц и г. Валенрейтер из Лондона (как сказано в афише). Г-жу Минквиц мы имели удовольствие еще раньше слышать нынешним мясоедом, в одном из симфонических концертов русского музыкального общества — и признаться сказать, она не произвела на нас большого впечатления: голос ее не особенно симпатичен, хотя надо отдать справедливость, что она умеет им владеть. Что же касается до г. Валенрейтера, то его небольшие голосовые средства ничем не замечательны.

   Так как мы заговорили о концертах и музыке, то не можем обойти молчанием музыкальную школу г. Воронова, которая, как следует ожидать, в недалеком будущем подготовит нам хороших артистов. Доказательством этому служит недавний концерт ученицы вышеупомянутой школы, 12 летней девочки, Ванды Фрик. Эта талантливая девочка поразила слушателей своим смелым и правильным исполнением, что конечно делает честь учредителям музыкальной школы.

   Если вы, читатель, принадлежите к числу постоянных жителей нашей северной пальмиры и не заглядывали в самую глубь провинциальных городов и местечек широкой матушки России, то вы наверно не знаете русской жизни во всех ее проявлениях, вы не знаете провинциальных характеров и нравов. Нравы этих городов не только не схожи со столичными, но даже отличаются друг от друга, оправдывая русскую поговорку: «что город то норов, что край то обычай». В одном уездном городе, далеко отстоящем от столиц, мирно жили в течение многих лет два гражданина, точь в точь как миргородские помещики Гоголя, часто посещая друг друга и всегда расставаясь истинными друзьями. Но так как на свете не бывает ничего вечного, то и дружественные отношения этих лиц нарушились одним чрезвычайным обстоятельством. Дело в том, что одного из них, назовем его хоть Иваном Никифоровичем, выбрали в общественную должность, а другого, положим хоть Ивана Ивановича, на выборе как говорят прокатили на вороных. Не будь этого обстоятельства Иван Иванович век бы не расстался с Иван Никифоровичем, который благодаря своему новому положению возгордился пред собратом и даже учинил ссору: поводом к ссоре послужило откровенное мнение, которое высказал Иван Иванович об общественной деятельности Ивана Никифоровича, за что последний обещал своего друга наказать на конюшне. Обиженный, как водится, подал жалобу. Как рассудил их суд — не знаем; мы указываем на этот случай только потому, что он фактически подтверждает мнение, будто нравы современных обитателей провинциальных захолустьев недалеко ушли от гоголевских героев.

 

Похожие записи:

≡ Объявления
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Объявления
 Наука
Спиралевидный двигатель
 Подпишитесь на новости сайта
 Фонтан
Фонтан
Бросьте монетку :)
Свежие записи
Русские журналы © 2017 ·   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх